(лето 2008г.) Краткий обзор КВ трансиверов, продаваемых в России. Речь пойдёт только о современных моделях, выпускаемых для радиолюбителей. Информация составлена на опыте автора и периодически обновляется. Трансиверы стоимостью до 30000руб. Начнём с самых доступных и массовых изделий, с одной стороны их ассортимент невелик, с другой стороны есть очень достойные модели, стоящие своих денег: IC-718 , IC-703 FT-450 (без тюнера) , FT-897D , FT-857D , FT-817ND модель чувствительность д.д. по блокир. при 20кГц 3rd IMD при 20кГц IP3 при 20кГц IC-703 -131....141дбм 121....127дб 89....93дб +11дбм IC-718 -129....138дбм 119....123дб 85....88дб +7....+10дбм FT-817ND -125....135дбм 104....110дб 85....88дб -3....-5дбм FT-857D / 897D -126....137дбм 120....125дб 84....91дб +2....+5дбм FT-450 -132дбм (preamp off) 130дб 97дб +17дбм Самый дешевый 100Вт, трансивер (в базовом варианте) для домашнего использования это IC-718. У него большой дисплей, удобное и простое управлением. 718 позволяет долго работать на передачу, имеет нормальные (для своей ценовой категории) характеристики. На его базе разработан профессиональный трансивер IC-78. Схемотехника изучена радиолюбителями, а небольшие модернизации позволяют улучшить качество приёма и удобство работы. Некоторые экземпляры неважно настроенны, но ничто не мешает довести их до ума самостоятельно. FT-857D самый маленький 100Вт трансивер универсального назначения. Небольшие размеры и вес (2кг) позволяют носить его с собой, качество работы приёмника - очень достойное. Главные неудобства, это маленький дисплей и необходимость периодически заглядывать в меню. При длительной работе цифровыми видами связи на полной мощности возможен перегрев. Зато FT-857D позволяет работать как на КВ так и на УКВ. Внутрь можно вставить два дополнительных фильтра. Очень похож на него (по схемотехнике) YAESU FT-897D это попытка сделать недорогой, всемодовый, носимо-возимо-стационарный КВ-УКВ трансивер в котором есть место под аккумуляторы или блок питания. Все модели серии FT-8x7, желательно проверять перед покупкой на соответствие тех. характеристикам. Качество настройки (иногда), оставляет желать лучшего. FT-817ND FT-857D FT-897D IC-703 имеет отличный приёмник (для своей ценовой категории), внешне похож на IC-706, но легче, отличается встроенным тюнером и мощностью 10Вт. Трансивер экономичен и подходит для радиолюбителя-путешественника. Из недостатков можно отметить вес (2кг) без аккумулятора. Его конкурент, YAESU FT-817 может работать на КВ-УКВ диапазонах с мощностью 5Вт и весит 1кг. Схемотехника FT-817 хорошо изучена, а небольшие модернизации, позволяют уменьшить шумы и увеличить мощность. Для радиотуриста FT-817 или IC-703 - лучший выбор! FT-450 FT-450 можно назвать новым поколением трансиверов для радиолюбителей. В первую очередь это относится к схемотехнике. Наконец YAESU обратила внимание на реалии современного эфира и сделала трансивер с отличными соотношениями цена/характеристики/качество. Основные положительные моменты и отличия от предыдущих моделей, можно сформулировать так : - узкий первый (руфинг) фильтр 10кГц (это значительно лучше чем 15-25кГц в других моделях), - восемь диапазонных полосовых фильтров (у других 6-7), - аттенюатор перед BPF, а не после, - действительно мощный DSP с хорошими характеристиками Трансиверы до 60000руб. Эту категорию трансиверов, в основном, используют дома или в радиоклубах. Отличаются они большим сервисом, но не всегда за увеличением цены стоит улучшение важных характеристик. IC-7000 , IC-7400 (746PRO) , IC-706MKIIG (снят с производства) FT-950 TS-480SAT/HX , TS-570SG/DG (снят с производства) Elecraft K2 (с дополнительными платами) модель чувствительность д.д. по блокир. при 20кГц 3rd IMD при 20кГц IP3 при 20кГц IC-7000 -128....138дбм 109....112дб 87....89дб +6дбм IC-7400 -132....142дбм 121....125дб 91....97дб +19....+20дбм TS-480SAT -133....141дбм 115....123дб 97....99дб +24....+26дбм Elecraft K2 -131....138дбм 127....136дб 98....100дб +21дбм FT-950 -119дбм (preamp off) 128дб 95дб +22дбм undefined undefined undefined undefined Серия универсальных трансиверов IC-706.... популярна с 90-х годов. Последняя модификация IC-706MKIIG (классический универсальный трансивер) уже не выпускается, на смену пришёл IC-7000 являющийся прямым потомком 706. Информативность дисплея возросла, появилось много интересных возможностей (приём RTTY, TV и тд). Из недостатков IC-7000 можно отметить перегрев при длительной работе на передачу. В трансивере присутствуют функции, которые не будут активно использоваться радиолюбителями, а меню немного запутанное. Ток потребления IC-7000 больше чем у конкурентов, 1400мА у IC-7000 против 560мА у FT-857D. IC-7000 IC-7400 (746PRO) TS-480SAT/HX Лучшими представителями домашних трансиверов старого поколения, можно считать IC-746PRO и TS-480. Оба хорошо работают на полноразмерные антенны. У IC-746 красивый и информативный дисплей, органы управления расположены удобно, в целом удачная модель, но не без недостатков. Требует дополнительной настройки или как минимум, проверки заявленных характеристик. DSP лучше чем у KENWOOD. У TS-480 дисплей большой, но не такой информативный, зато ему нет равных по функциональным возможностям. Здесь и удалённое управление через сеть и подключение к УКВ радиостанции и SKY-команды и ретрансляция сигналов и ещё много чего интересного. Передатчик TS-480 довольно экономичный и не сильно греется. Работать он будет одинаково хорошо как дома, так и в машине, как цифровыми видами связи, так и SSB/СW/FM. Несмотря на то что делают их в Сингапуре - качество сборки отличное. Краткий обзор TS-480 читайте на этом сайте. Elecraft K2 FT-950 Из лучших трансиверов нового поколения, в этой ценовой категории, можно отметить FT-950. Благодаря новым технологиям, YAESU смогла снизить цену до рекордной отметки за трансивер с тремя переключаемыми руфинг фильтрами!, высокоскоростным DSP, узкополосными фильтрами на входе приёмника, отличным дизайном и тд. Первый опыт эксплуатации FT-950 говорит о том что он станет бесцеллером на просторах России. Соотношение цена + возможности + характеристики + качество, является одним из лучших. В эту ценовую категорию попадает Elecraft K2 с дополнительными платами, он стоит особняком. В широкой продаже отсутствует, потому что это не готовая конструкция, а набор для самостоятельной сборки. По качеству приёма в соревнованиях и экономичности, К2 даст фору всем трансиверам из предыдущих категорий и некоторым из следующей. Неказистый вид К2 и необходимость самостоятельной сборки привлекают к нему радиолюбителей умеющих паять или радиолюбителей нуждающихся в первую очередь, в качественном приёмнике. Дорогие КВ трансиверы Основные отличия этой категории трансиверов, это хороший дизайн, тчательная сборка и настройка на заводе (не всегда) и куча полезных и не очень функций, множество ручек без необходимости постоянно копаться в меню, большие размеры, возможность долго работать на передачу, 'правильная' (не у всех) схемотехника. IC-756proIII , IC-7800 , IC-7700 FT-2000 , FTdx-9000 TS-2000 Ten-Tec ORION Elecraft K3 модель чувствительность д.д. по блокир. при 20кГц 3rd IMD при 20кГц IP3 при 20кГц IC-756pro3 -131....142дбм 113....122дб 99....103дб +24дбм IC-7800 -127....142дбм 135....139дб 101....105дб +37дбм IC-7700 - - - - - - - - - - - - FT-2000 -124....141дбм 120....136дб 94....100дб +16....+29дбм FTdx-9000 -121....134дбм 135....138дб 92....99дб +25....+27дбм Ten-Tec Orion II -127....138дбм 133....139дб 90....96дб +18....+20дбм TS-2000 -128....138дбм 121....127дб 92....96дб +16....+19дбм Elecraft K3 ˜ -136дбм ˜ 140дб ˜ 100дб ˜ +23дбм Модель ICOM IC-756proIII довольно популярна, несмотря на завышенную цену и средние характеристики, но дизайн выше всяких похвал. YAESU FT-2000 приятный трансивер во всех отношениях, имеет переключаемые руфинг фильтры (3-6-15кГц), узкополосные фильтры на входе приёмника, но требует настройки под себя. KENWOOD TS-2000, это не просто КВ трансивер, а многофункциональный КВ-УКВ монстр со множеством уникальных функций (DX-кластер, SKY-команды и тд.). Этакий комбайн, всё в одном, аналогов которому просто нет. IC-7800 IC-756proIII Можно предположить, что в ближайшие годы модели экстра класса IC-7800 и FTdx-9000 не будут пользоваться массовым спросом, из-за высокой стоимости. Характеристики приёмных трактов у них высокие, но нужны они не всем и не всегда. Если вас интересует более дешёвый трансивер, с немного худшими параметрами - взгляните на FT-2000 , FT-950 , IC-756pro3, возможно на IC-7700 (ждём выхода) и Elecraft K2 / K3 (близкие характеристики приёмника за меньшие деньги). Следующие модели IC-7800, IC-7700 , FT-2000 и FT-950 (который пришёл из другой ценовой категории), относятся к новому поколению КВ трансиверов, где устранены многие недочёты, о которых было написано в статье 'Плюсы и минусы схемотехники в современных радиолюбительских трансиверах'. Все указанные модели подходят для активного DX-инга и работы в соревнованиях любого уровня. Американский Ten-Tec ORION II прославился отличным приёмником (а точнее двумя) и множеством регулировок (даже с избытком), которые нужны для очень продвинутого и требовательного оператора. От японских моделей отличается правильной схемотехникой, качественными фильтрами, малошумящим синтезатором и интересными функциями (например: пространственным приёмом сигналов) и тд. Из недостатков, можно отметить париодические зависания электронной системы управления, встречающиеся в некоторых экземплярах. Американская фирма Elecraft, выпустила свой первый трансивер Elecraft K3, который можно купить в виде законченной конструкции. По заявленным характеристикам это высококачественный прибор. Схемотехника похожа на К2, из улучшений, бросается в глаза замена первого смесителя на более динамичный, мощный DSP, больше функций, встроенный приём RTTY, большее количество ручек и так далее. Как выбрать лучший трансивер из дорогих? Чтобы купить качественный трансивер, который сможет противостоять современному уровню помех в соревнованиях любого масштаба, нужно смотреть не на цену, марку или красивые кнопки, а задать следующие вопросы: 1. Имеет ли эта модель диапазонный или узкополосные фильтры на входе приёмника? 2. Возможно ли переключение фильтров в первой ПЧ и какова их ширина? 3. Можно ли сформировать нужную мне АЧХ (как на приём, так и на передачу)? Аппаратура для радиоэкспедиций Хотелось бы отдельно остановится на КВ трансиверах для любителей активного отдыха, тем более есть интересные дипломные программы (RDA, RMA, IOTA, Горы Кавказа) да и у фирм есть что предложить радиолюбителям. В машине, лучше использовать следующие модели: IC-706MKIIG , IC-7000 , FT-857 , FT-897 , TS-480. В комплекте с трансиверами ICOM хорошо работает тюнер AH-4, который позволит согласовать как сильно укороченныую антенну на крыше автомобиля (типа AH-2b), так и длинный кусок провода. Напоминаю, что встроенные тюнеры, 'верёвку' любой длины согласовать не смогут, поэтому считайте что их нет. Для путешественников, у YAESU FT-857 и FT-897, припасена автомобильная антенна ATAS-120A, хорошо работающая в движении от 29 до 7МГц или внешний тюнер FC-40, для более эффективной работы во время стоянки, на длинный кусок провода. C трансивером KENWOOD TS-480, в движении, лучше использовать однодиапазонные антенны из серии MFJ-1620 и крепление MFJ-336T. Из всех перечисленных моделей, TS-480 самый экономичный по потребляемому току передатчика (5А при 20Вт), но проигрывает FT-857 (FT-897) по потреблению во время приёма (550мА против 800мА), однако имеет заметно лучшие характеристики приёмного тракта. Для пешеходных радиоэкспедиций и при ограниченном ресурсе питания, в первую очередь обратите внимание на IC-703 , FT-817ND , FT-857D. Эти трансиверы отличает небольшой вес, наличие функций позволяющих экономить потребляемый ток. Для них разработаны специальные укороченные антенны типа ATAS-25 , AH-703 , которые легко развернуть в полевых условиях, но расчитывать с ними на DX QSO не приходится. Самый прожорливый из этой тройки, конечно FT-857D. FT-817ND потребляет 270мА на приём и примерно 2А на передачу. Самый приятный это IC-703, у него большой и чёткий дисплей, удобные ручки, хороший приёмник, но он тяжеловат, а встроенный антенный тюнер не позволяет согласовать любую 'верёвку'. Поэтому пальма первенства принадлежит FT-817ND + MFJ-902. Этот комплект легко помещается в рюкзак, мало весит и позволяет работать c куском провода произвольной длины, на любом диапазоне. Автоматические тюнеры в комлекте с FT-817, я бы не рекомендовал использовать, из-за низкого КПД. Тенденции развития рынка Итак, свершилось, в конце 2007 года, японские фирмы обратили внимание на радиолюбителей, которым нужны не красивые кнопки и побрекушки, а качественный приём и передача. Судя по схемотехнике, начали появлятся трансиверы нового поколения, в первую очередь, это FT-450, FT-950, IC-7700, IC-7800. Несмотря на разные категории и цены, они имеют следующие общие особенности, которые отличают их от более ранних моделей : диапазонные фильтры на входе приёмника (или даже узкополосные фильтры как в IC-7700) фильтр в первой ПЧ максимально узкий или их несколько одна высокочастотная ПЧ в районе 60-70МГц и далее проебразование в DSP 24/36кГц мощный DSP с развитыми возможностями, на частотах 24/36кГц. улучшение качества и информативности дисплеев встроенные цифровые магнитофоны отсутствие внешних опций как: доп.фильтры, TXCO, DSP и тд. управляющую программу можно обновлять В типовой блок-схеме, важное значение имеют входные фильтры (желательно чтобы они были узкополосные), кварцевый фильтр и DSP. А вот свойства первого смесителя уже не так критичны. Таким образом, мы видим попытки японских фирм улучшить качество приёма даже дешевых моделей трансиверов и вылезти из лужи 'ширпотреба для начинающих' куда они прочно вляпались, за последние 5 лет. Для радиолюбителей это хорошая тенденция, так как следует ожидать трансиверов за небольшие деньги (в районе 30000 - 40000руб.) с хорошими характеристиками и развитым сервисом. Заключение Что покупать - каждый решает сам, исходя из своих возможностей и предпочтений. Перед покупкой, чётко определитесь, для каких целей вы приобретаете тот или иной трансивер. Подумайте, взвесьте плюсы и минусы, посмотрите схему, послушайте звучание и только потом отдавайте деньги. Не покупайте новейшие, только что вышедшие модели, как показывает практика, их ещё год будут дорабатывать, да и цены поначалу задраны.
|